Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Специфика учебно-методических средств



В целом, учебно-методические средства (УМС) интенсивного обучения характеризуют следующие особенности:

1.Комплексность как основная их характеристика. УМС предназначены для реализации различных форм образования: для самостоятельного изучения, для работ в виртуальной среде, для очных форм, для групповых и индивидуальных занятий. Самостоятельная работа с комплексом учебно-методических средств позволяет обучающимся рационально овладевать идеями и концепциями, представленными в содержании, и адаптировать его к индивидуальной практической деятельности; инициирует обучающихся к продолжению взаимодействия с преподавателями и друг с другом; позволяет создавать собственный образовательный продукт.

Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический и др.).
УМС отличаются разнообразием видов деятельности обучающихся и уровней усвоения содержания (информационный, репродуктивный, проблемный, креативный).

2.Объемность и полнота информации, содержащиеся в учебно-методическом комплексе, ее достаточность для освоения образовательных программ; вариативность содержания и способов деятельности обучающихся по
усвоению данной информации.

3.Новизна обеспечивается условиями:
-ориентации при отборе содержания на современные разработки в предметной области;
-постоянной обновляемостью учебно-методических материалов: методическая "оболочка" меняется каждые полгода, раз в два-три года полностью обновляется весь УМК.

4.Оригинальность и новизна способов построения (структурирования) учебно-методических материалов, основанных на принципах интерактивности, диалогичности, проблемности, контекстности, деятельностно-развивающем характере заданий, рефлексивности, практикоориентированности.

Систему учебно-методического обеспечения учебной дисциплины составляют следующие виды: учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, методические материалы, лабораторные практикумы, рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ и курсовых проектов, рабочие тетради и др. К ним добавляются новые средства дистанционного образования.
В их числе (go классификации С.А. Щенникова):
1.Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т. д.).
2.Сетевые учебно-методические пособия.
3.Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах.
4.Аудио-учебно-информационные материалы.
5.Видео-учебно-информационные материалы.
6.Лабораторные дистанционные практикумы.
7.Тренажеры с удаленным доступом.
8.Базы данных и знаний с удаленным доступом.
9.Электронные библиотеки с удаленным доступом.
10.Средства обучения на основе экспертных обучающих систем.
11.Средства обучения на основе геоинформационных систем.
12.Средства обучения на основе виртуальной реальности.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта