Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Содержание и структура урока



В содержании урока выделены две части: постоянные отношения, характеризующие общие для данного типа урока изменения (понятие структуры урока), и изменения, раскрывающие методику решения дидактических задач.

Структура урока зависит от целей, содержания, метода, средств, приемов обучения, уровня подготовки учащихся, места урока в системе уроков и, следовательно, структура урока может быть различной.

В дидактической структуре урока отражен следующий алгоритм процесса обучения, составными компонентами которого являются три:
-актуализация опорных знаний и способов познавательных действий учащихся,
-формирование новых понятий и способов действий,
-применение изученного материала.

В соответствии с дидактической структурой была разработана четыреххэлементная структура урока, нашедшая отражение в различных классификациях уроков, соответствующих классификационным моделям методов обучения: у Ю.К. Бабанского — классификации уроков по дидактическим задачам, у И.Я. Лернера — по характеру познавательной деятельности и т. д.

Классическим типом урока является комбинированный, или смешанный, урок в котором предполагалось достичь наивысшей интенсивности процесса обучения в очень сжатые временные сроки. Такой урок включал следующие компоненты: изучение нового материала, закрепление, обобщение, выработку практических умений и навыков, повторение, контроль.

В начале 80-х гг. XX в. в педагогической практике большой популярностью пользовались так называемые нетрадиционные формы урока: уроки с использованием опорных сигналов, уроки-игры, диспуты, конференции, уроки-сравнения, исповеди, суды, эссе и др..

В.Ф. Шаталов предложил шестиэлементное построение процесса обучения, составные компоненты которого являются:
1)пространное объяснение сущности изучаемого явления (введение в учебный материал),
2)свертывание информации, в которой сжато выделено главное,
3)изложение этого же материала через опорные сигналы,
4)раздача листов опорных сигналов учащимся, по которым они попарно излагают материал,
5)отбор листов и рекомендуемое домашнее задание,предполагавшее перевод материал учебника в опорные сигналы,
6)воспроизведение материала через опорные сигналы.

С.Н. Лысенкова разрабатывала системы уроков с опережающими заданиями. Е.Н. Ильин практиковал изучение нового материала через раскрытие деталей в художественном тексте, посредством которых формировалось целостно-ценностное представление об учебном содержании. Идея новатора Н. Волкова сводилась к тому, что любого человека можно обучить рисованию через надпредметные умения. Разработка автором технологии обучения с помощью творческих книжек была с интересом и одобрением воспринята педагогической общественностью.

Педагогические находки 80-х гг. были направлены на преодоление стереотипов в сознании учителей в построении процесса обучения. Стереотипы были связаны, с одной стороны, с представлением об уроке как четырех-элементной форме процесса обучения. С другой стороны, с распространенной "шаблонной" практикой обучения от учебного предмета к ученику. Стереотипы не позволяли использовать все богатство уникальных отношений в совместном творческом взаимодействии учителя и ученика на пути их самораскрытия и саморазвития.

К сожалению, эпоха новаторов окончилась с началом 90-х гг. XX в. Новаторов забыли, массовая школа возвратилась к классической структуре урока. В канун XXI в. в педагогике вновь появляются исследования, посвященные различным аспектам конструирования процесса обучения. Можно выделить два формата отношений, описываемых в педагогических работах: "человек-компьютер" и "человек-человек".

В первом формате отношений интерес представляют уроки, раскрывающие различные способы дистанционного, индивидуального, дифференцированного обучения.
Во втором формате отношений, где основное внимание сосредоточено на контактной деятельности учителя и ученика и степени выраженности их взаимодействий, актуальными являются:
-уроки, обогащенные эмоционально-чувственными отношениями (уроки-образы, символы, созерцания,
настроения);
-уроки, обогащенные нравственно-психологическими ценностно-смысловым отношением к учебному содержанию (уроки-призывы, размышления, проповеди, смыслового диалога и др.);
-уроки, раскрывающие различные способы контактной деятельности (коллективно-групповой работы, диалогового характера и др.);
-уроки, поддерживающие или противодействующие внутренним личностным конфликтным ситуациям (уроки-релаксации, погружения, внушения,аутотренинга и т. д.)

Традиционной форме обучения — уроку — противопоставлены альтернативные формы — учебный день, учебная неделя, структура которых может быть самой различной.

В совокупности все типы уроков (с гносеологическим или личностным основаниями) - лишь приближение к представлению процесса обучения целостной структурой.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Реклама на сайте   Карта сайта